Артикуляционная гимнастика

 Уважаемые родители! Приступая к занятиям с ребёнком, важно помнить следующие правила:

-занятия важно проводить регулярно;

-выполнять только те упражнения, которые рекомендует логопед;

-занятия не должны быть вашему ребёнку в тягость, старайтесь проводить их в игровой форме;

-обязательно убедитесь, что  ребёнок правильно понял задание;

-прокомментируйте правильность его выполнения;

-во время проведения занятия будьте доброжелательны и терпеливы, если не всё получается с первого раза – подбодрите ребёнка и вернитесь к уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это тоже не получалось;

-не порицайте ребёнка за неудачи. За успехи даже незначительные – поощряйте;

-за одно занятие следует выполнять не более 2-5 упражнений, разучивайте их поэтапно, обязательно в заданной последовательности;

-ежедневные занятия должны длиться 15-20 минут.

Артикуляционная гимнастика.

         Наша речь напрямую связана с движениями речевого аппарата, а, значит, большое значение при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Значение её вполне оправданно, так как произношение звуков  речи — сложный двигательный навык.

         Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков необходимы для  их правильного произношения.

         В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера  и тяжести речевого нарушения. Количество повторений одного и того же упражнения  должно начинаться  с 3-5 раз и доведено постепенно до 10-12 раз. Это связано с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики –  выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за один раз. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом.

  1. Педагог (родитель) рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребенок, а педагог (родитель) контролирует  правильность его выполнения.

Педагог (родитель), проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движения. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).

Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали.   

Артикуляционная гимнастика.(Примерный комплекс упражнений)
Из упражнений, приведенных ниже,  необходимо подбирать те, которые ребёнок может выполнить,  постепенно их усложняя.

● Ходят по двору подружки –

Две болтливые индюшки.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавлять голос, пока не послышится: «бл – бл – бл».


●На нижней губке язычок

Расстелим, как половичок.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5.


● Эй, дружок, Антошка!

Сыграй нам на гармошке!

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо открывать рот всё шире, всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

● Как волшебник, наш Николка —

Лопатку превратил в иголку.

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка — острым. Чередовать движения 6 раз.


● Поиграть тебе охота?

Загоняем мяч в ворота.

Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробка. Выполнить упражнение 6 – 8 раз.


● Потолок покрасил гномик,

Приглашает нас в свой домик.

Улыбнуться, открыть рот, «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперед и назад. Проделать 10 раз, меняя направления.


● Шарик лопнул у Танюшки –

Плачет бедная девчушка.

Предложить ребенку длительно произнести звук «ш». Передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.


● Быстро по реке плывёт

И гудит наш пароход – «ыыыы»!

Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ыыыы» – имитация гудка парохода. Обратить внимание ребёнка, что широкий кончик языка прижат к нёбу и не двигается.


● С братом мы возьмём насос –

Будет праздник для колёс:

Подкачаем шины

Папиной машины.

Предложить ребёнку длительно произнести звук «сссссс…». Обратить внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя холодная.


● Лопаткой яму я копаю,

Цветы иголкой вышиваю.

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым. Чередовать движения 6 – 8 раз.


● Ветер дул на одуванчик –

Разлетелся сарафанчик.

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке. Выполнять упражнение 4 – 6 раз.


● Юля бублик быстро съела,

Земляничку захотела.

Округлить губы как при произнесении звука «о». Затем имитировать захват губами ягоды земляники.


● Мурка спинку выгибает,

Глазки щурит и зевает.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижав кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка.


● Киска сердится на Машу:

Хочет рыбку, а не кашу.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать и опускать. Выполнить упражнение 3 – 5 раз.


● Кашку манную мы ели

И добавки захотели.

Хобот вытянул слонёнок,

Плачет великан – ребёнок.

Растянуть губы в улыбке. Произносить «ням – ням – ням», затем вытянуть губы вперед, длительно произнести «ууууууууууу». Чередовать упражнение 4 – 6 раз.


● Сосёт апельсиновый сок

Из трубочки мамин сынок.

Имитировать высасывание сока через тоненькую трубочку. Выполнять упражнение  10 – 15 сек.


●Тарелку вылизал щеночек,

Колбаски просит он кусочек.

Вылизывать широким языком блюдце, намазанное вареньем. Выполнять упр. 10 – 15 сек.


● Вот грибок на тонкой ножке –

Ты клади его в лукошко.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присосав  широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба. Удерживать язык в таком положении до 10 сек.


● Ловко кисточкой забор

Красят Петя и Егор.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «покрасить» верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх.


● У щенка малютки

Уже большие зубки.

Как покажет их Трезорка,

Сразу в дом бежит Егорка.

Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как надо это сделать, надо про себя произнести звук «и» и  удерживать в таком положении губы на счёт от 1 до 5.


● Широко разинув рот,

Зевает толстый бегемот.

А весёлая мартышка,

Губы сжав,

Читает книжку.

Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты. Затем плотно сжать губы. Чередовать упражнения.


● Смастерим мы дудочку,

Дудочку – погудочку.

Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 3 до 10.


● Собираем мы без спешки,

Словно белочка, орешки.

Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков. Упражнение выполнять медленно, четко .


● Наливаем воду в бочку –

Надуваем сильно щёчки.

Рот закрыт, губы плотно сжать, щёки надуть. «Полоскать» рот воздухом.

Не нужны сейчас улыбки –

Делай ротик, как у рыбки.

Губы сжаты, щёки втянуты. Упражнение выполнять медленно, чётко.


● Мы печём, печём блиночки

И для сына, и для дочки.

Немного приоктрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочетание «пя – пя – пя». Упражнение выполнять в течение 10 – 15 сек.


● Петя встал сегодня рано

И стучит по барабану.

Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко произносить звук «д – д – д…» – сначала медленно, затем темп увеличить. Упражнение выполнить в течение 10 – 15 сек.


● На лошадках по дорожке

Скачут Аня и Серёжа.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать. (Как лошадка цокает копытами).


● Тик -так, тик-так –

Ходят часики –

Вот так!

Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.


● На качелях мы качались

И друг другу улыбались.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5, затем поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 до 5. Поочередно менять положение языка 4 – 5 раз.


   Выполняя данные упражнения для развития артикуляционного аппарата, необходимо научить ребёнка правильно их применять, т.е. предъявлять определённые требования к качеству движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

   Не спешите, работайте медленно, и у вас всё получится.  И запомните: «Капля камень точит не силой, а частотой падения».