Речевые нарушения

Речь – важное условие и средство коммуникации. Совершенная речь особенно необходима людям различных профессий, связанных с общением.

Культура речи включает дикцию – чёткость произношения, орфоэпию – правильность (нормы) произношения, владение голосом, умение стилистически и логически строить высказывание.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении и встречаются в детском и подростковом возрасте. Они появляются под влиянием различных неблагоприятных воздействий: подражания старшим, заболевания, отрицательных наследственных факторов, плохих социально-бытовых условий, дефицита общения, психических травм.

Как правило, люди редко имеют идеальные речевые данные. Причины отклонений от нормы бывают органическими и функциональными. К органическим относятся серьёзные анатомо-физиологические нарушения механизма речи. Это несовершенство строения языка (укороченная подъязычная связка, массивный язык и др.), недостатки зубочелюстной системы (открытый передний или открытый боковой прикус, слишком выдвинутая вперёд верхняя или нижняя челюсть, несовершенство строения нёбной занавески). Функциональные причины (при нормальном физиологическом строении речевых механизмов) проявляются при нарушениях в соотношении процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Тяжёлые формы функциональных речевых нарушений также трудно исправимы, как и органические.
Нарушения в произношении многообразны. Это дефекты звукопроизношения (дислалии, дизартрии), голоса (дисфонии), темпоритмической стороны речи (ускоренный темп – тахилалия, замедленный темп – брадилалия, заикание). Такие расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях.
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, — одна из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов.


реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.


Овладение звуковым строем языка дошкольником заканчивается к 5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. У детей 4-7 лет мы часто наблюдаем, речь, которая мало понятна для окружающих: отдельные звуки искажаются, не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают! Своевременно не выявленные и неустранённые нарушения закрепляются, становятся стойкими.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Индивидуальная логопедическая работа даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребѐнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

От эффективности коррекционной работы в дошкольном возрасте зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, а затем приводит к ограничению в выборе профессии.
Следовательно, занятия с логопедом ребёнку создают условия для его речевого и личностного развития и содействуют адаптации к будущей школьной жизни.