Логопедический массаж. Кому и зачем показан?

Логопедический массаж представляет собой активный лечебный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раздражений на мышцы артикуляционного аппарата специальными приёмами, выполняемыми руками массажиста или с помощью специальных  приспособлений (шпатели, постановочные зонды, зонды).

Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями, и входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых с нарушениями речи. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как  дизартрия, в том числе и её стёртые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование  на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

При преодолении артикуляционных нарушений логопедический массаж проводится наряду с  артикуляционной гимнастикой.

При формировании речевого дыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния, массаж может использоваться в комплексе с традиционными логопедическими или релаксационными упражнениями. Его может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, который владеет техникой логопедического массажа, т.е. прошедший специальную подготовку и имеющий соответствующий документ. Элементы массажа могут осуществляться родителями ребёнка, специально проинструктированными и обученными специалистом.

 Физиологическое действие массажа:

  • на нервную систему;
  • на кожу и подкожную клетчатку;
  • на кровеносную и лимфатическую системы;
  • на мышечную систему;
  • на общий обмен веществ.

Таким образом, логопедический массаж оказывает положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном  процессе, способствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и точности движений, развитию кинестетических ощущений.

Противопоказания к проведению массажа:

  • наличие гнойничковых заболеваний кожи у логопеда или ребёнка;
  • гематомы на массируемом участке;
  • болезни крови и капилляров;
  • тромбозы сосудов;
  • острая крапивница, отёк Квинке в анамнезе;
  • онкологические заболевания;
  • инфицированные раны;
  • фурункулёз;
  • ОРЗ;
  • гиперчувствительность у ребёнка.

Если ребёнок недавно перенёс ангину, массаж ему также противопоказан в течение 10 дней.

Физиологическое действие массажа.

Лицо человека, в отличие от других частей тела, наиболее богато снабжено нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосудами. Это отражается на состоянии мышц лица, с помощью которых передаются тончайшие изменения эмоционального состояния человека. Именно выражение лица в первую очередь отражает настроение и самочувствие человека. Кожа лица особенно чувствительна к механическим воздействиям. Благодаря этому существует тончайшая обратная связь между состоянием мышц и нервов лица, возникающим под влиянием массажа, и самочувствием и настроением человека.

Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Под влиянием массажа в организме возникает ряд местных и общих реакций, в которых принимают участие все ткани, органы и системы.

Поверхность кожи представляет собой огромное чувствительное поле, которое является периферической частью кожного анализатора, а значит, она неразрывно связана с центральной нервной системой. При массаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, её сосуды и железистый аппарат, но и на состояние центральной нервной системы. В связи с этим меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные  либо сниженные рефлексы, меняется в целом функциональное  состояние  ЦНС.

Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует её питание, повышает обменные процессы.

Массаж оказывает большое влияние на состояние капилляров кожи. Капиллярная система является рефлексогенной зоной в сосудистой системе. Это означает, что изменения состояния капилляров под влиянием массажа вызывают отчётливые изменения во всей сосудистой системе. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной крови.

Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов.

Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объём их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Дифференцированное применение различных приёмов массажа позволяет понизить  тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной маскулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Функция мышц неразрывно связана с сухожильно-связочным аппаратом. Под влиянием массажа увеличивается эластичность связочного аппарата.

Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При лёгком медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей. Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла, улучшается самочувствие. Энергичные и быстрые движения при массажном воздействии повышают раздражаемость массируемых тканей.

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Кащеева Татьяна Ивановна ,
педагог дополнительного образования