Детская мотивация:

как работает и откуда появляется?

Родители часто обращаются к психологам с вопросом, как заставить ребенка учиться/убираться/посещать различные секции. Все просто: его нужно мотивировать. В этом вопросе следует разобраться, как же у детей работает мотивация и откуда она берется.

Мотивация – она какая?

Мотивация – это импульс, заставляющий человека что-либо делать. Похвала, хорошие оценки и сладости формируют положительную мотивацию, а ссоры, наказания и низкие оценки – отрицательную.

В отличие от внешней мотивации, внутренняя — это когда сам так решил, когда самому важно это сделать.

Пример: занятия спортом ради удовольствия – внутренняя мотивация, ради участия в соревнованиях – внешняя.

Откуда берется мотивация

Для формирования мотивации, необходимо учесть следующие факторы:

· потребности человека,

· его цели,

· уровень притязаний,

· мировоззрение,

· убеждения,

· идеалы.

Что же должно произойти, чтобы ребенок, например, убрался в комнате?

В первую очередь, необходимо, чтобы уборка удовлетворила какую-либо потребность ребенка. В зависимости от возраста, желания могут быть разными, более того, иногда деятельность, мотивация к которой формируется, удовлетворяет потребность лишь опосредовано.

Как работает мотивация

Например, у ребенка есть потребность в игре. В простом случае схема такая:

потребность в игре → ребенок ее удовлетворяет

Можно рассмотреть другой случай: чтобы родители разрешили поиграть, нужно сначала убраться в комнате – т.е. нужно выполнять деятельность, интереса к которой нет, и которая непосредственно не удовлетворяет желание.

потребность в игре → ребенок убирает в комнате → родители разрешают поиграть → потребность удовлетворена

Мотивация работает не только на базе «хочу», но и на базе «надо». Это становится возможным в старшем дошкольном возрасте.

У дошкольников появляется мотив достижения успеха. Схема становится такой:

я стараюсь → у меня получается → я стараюсь еще больше

Именно в этом возрасте наиболее действенным в формировании мотивации является поощрение. Схема работает так:

я стараюсь → у меня получается → меня похвалили → я стараюсь

Получение похвалы или высокой оценки достигает своего пика в младшем школьном возрасте, так как ведущей деятельностью становится учебная, которая вытесняет собой сюжетно-ролевую игру. Ради высокой оценки младшие школьники готовы выполнить любую работу, то есть схема остается прежней:

я стараюсь → у меня получается → меня высоко оценили → я стараюсь

Чем старше ребенок, тем сложнее работает его мотивационная сфера. Появляются внутренние мотивы, которые начинают превалировать над

внешними. В подростковом возрасте становится очень важным удовлетворить свою потребность в самореализации, самоутвердиться в собственных глазах, поднять самооценку. И схема усложняется:

я стараюсь → у меня получается → я сам высоко себя оцениваю → я стараюсь

Если обращать внимание на потребности ребенка и правильно интегрировать их в повседневную жизнь, никаких проблем с формированием мотивации не будет.

Что нужно делать родителям, чтобы мотивация работала

Безусловно, замотивировать ребенка на выполнение какой-либо работы часто бывает трудно. В этом могут помочь несложные способы:

Совместная деятельность

Вместе – не скучно. Не секрет, что некоторая деятельность детям кажется неинтересной, нудной, трудно. Делая что-то вместе, можно подсказать, как сделать проще, интереснее, можно незаметно сделать ту часть работы, которая у ребенка не получается. Постепенно ребенок поймет, что рутина идет рука об руку с интересным и занимательным, и что скучную работу лучше не затягивать.

Поощрение и одобрение

Здесь главное не переборщить, иначе малыш привыкнет к тому, что любая его деятельность оплачивается, и начнет и посуду мыть за деньги, и школу посещать только ради нового гаджета, обещанного ему в конце четверти за хорошие оценки.

Поощрения бывают не только материальными – похвала, гордость, слова одобрения – тоже будут мотивировать ребенка стараться. Ведь каждый хочет услышать от родителей «Ты такой молодец, я горжусь тобой!». Но подсаживать сына или дочь на постоянное «молодец» нельзя – так они будут постоянно добиваться одобрения людей и зависеть от их оценочного мнения. Отмечая достижения, доставшиеся с трудом, прогресс в каком-то деле, важно не сформировать прямую зависимость: «получилось – похвалили», чтобы вместо мотивации не выработать страх неудачи.

Утешение и поддержка

Входить в положение, помогать и поддерживать тогда, когда не получилось, не постарался, провалил – такое запоминается надолго, особенно если родители утешили поездкой, прогулкой, походом в кафе. Уже готовясь

махнуть на все рукой, ребенок поверит в себя, но это в том случае, если для него изначально был важен результат.

Свобода выбора

Мотивация для человека любого возраста – свобода выбора. Предлагайте ребенку самому решать, когда ему убираться, когда выполнять домашнее задание, какую одежду приготовить в школу. Договоритесь, что вам важно, чтобы эта деятельность была выполнена. Подарите ежедневник, предложите вести его и планировать свою деятельность – так ребенок не только почувствует себя взрослым, но и будет мотивирован на выполнение необходимых дел.

Внутренняя мотивация

Дети часто хотят чего-то, думая, что быстро научатся, и, не желая, например, тренироваться три раза в неделю по два часа или играть на гитаре по часу в день, быстро теряют запал, потому что успехов пока нет! Стоит поддержать мотивацию ребенка, научить получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед (выучил красивую песню, забил нестандартный гол) которые грели бы душу в период, когда опускаются руки.

Справедливость

Интерес детей к законам жизни, справедливости можно использовать для мотивации на скучные или трудные дела – помогать по дому, заниматься лечебной физкультурой, гулять с сестренкой. Очень часто не хочется вести себя прилично, когда другие дети ведут себя, как хотят. Чувство справедливости может создать мотивацию, когда оговорены и права, и обязанности!

Если живут в квартире все, то и убирать, и мыть посуду по мере возможностей тоже должны все – это справедливо, как и то, что если полдня сидел с сестренкой, то имеешь право поиграть в любимую игру, чтобы никто не отвлекал и не трогал. Если мама помогала с поделкой в школу, то имеет право отдохнуть вечером – справедливо, что дети сами накроют стол к ужину и уберут.

Иногда отказ от деятельности заключается не в отсутствии к ней интереса, а в реальной преграде. Это может быть страх, стеснение, неуверенность в своих силах. В этом случае необходимо сначала устранить преграду, создать такие условия, в которых ребенок не будет стесняться или бояться, и тогда мотивация к деятельности вернется.