Высшая нервная деятельность (ВНД) – совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение поступившей информации и индивидуальное приспособительное поведение организма и окружающей среде (в том числе и трудовая деятельность).
Каждому возрастному периоду присущи свои характерные особенности функционирования. Накопленные факты о развитии детей изменили ранее существовавший взгляд на воспитание. В нашем понимании это не пассивный, а творческий процесс развития не только врождённых качеств, но и формирования в основном новых, не предопределённых наследственностью.
Профессор Н.М. Щелованов, являясь основоположником и создателем научно – обоснованной системы воспитания детей раннего возраста подчёркивал огромное значение хода развития ВНД детей. В одной из своих статей он писал: «Без основательных знаний особенностей развития ВНД и поведения ребёнка со дня рождения и условий, определяющих это развитие, нельзя осуществить правильную систему воспитания ».
Знание основных закономерностей и хода развития ВНД у детей с первых дней их жизни действительно совершенно необходимо для правильного понимания всего поведения ребёнка, понимания физиологического механизма психической деятельности.
Возраст от трёх до семи лет является переломным моментом в развитии ребёнка и характеризуется важными качественными изменениями многих функций организма. Не случайно этот календарный возраст является социально – признанной границей между ясельным возрастом и возрастом поступления ребёнка в школу. Между тем, как физиологическое, так и психофизиологическое развитие ребёнка не обеспечивает ему ещё того уровня самостоятельности, который необходим для адаптивного пребывания в детском учреждении. В дошкольном возрасте происходят значительные преобразования в деятельности всех физиологических систем детского организма, и к 6-7 годам ребёнок приобретает тот уровень морфологического и функционального развития, который обычно называют «школьной зрелостью». С физиологических позиций данный возраст – один из критических этапов развития, от которого зависит вся последующая жизнь ребёнка.
Скорость роста. Интенсивность ростовых процессов после 3-х лет снижается, пропорции тела продолжают изменяться, ребёнок вытягивается, его туловище постепенно становится относительно более узким. В возрасте 4-5 лет начинают проявляться половые различия в строении тела, хотя ещё слабо выраженные. В период от 5-7 лет наблюдается увеличение скорости роста тела в длину (так называемый «полуростовой» скачок), причём конечности в это время растут быстрее, чем туловище.
Смена зубов. Изменения в пропорциях и темпах роста затрагивает и кости черепа. Черепная коробка к этому возрасту достигает уже 4/5 своего окончательного размера. Сильно начинают изменяться и кости, составляющие каркас лица. Начало смены зубов, очерёдность и темп – важнейшие показатели биологического созревания организма. Смена зубов продолжается 4-5 лет.
Скелетно-мышечная система. Именно в дошкольном возрасте формируются три типа мышечных волокон, различающихся организацией метаболизма и сократительными свойствами. Значительно увеличивается сила и быстрота движений ребёнка, в беге появляется фаза полёта (дети на мгновение отрываются от земли и летят на расстояние 50-70 см), совершенствуются координационные способности, увеличивается скорость и гибкость. К моменту завершения полуростового скачка созревают нервные центры, управляющие мышечной координацией, и ребёнок уже с лёгкостью ловит мяч средних размеров или пытается кидать маленький (теннисный) мячик в цель. В это время происходит дальнейшее развитие мышц рук. К возрасту 5-6 лет формируются весьма тонкие координационные способности, позволяющие переходить к письму. Примерно с 5 лет в играх начинает преобладать созидательный мотив, ребёнок пытается что-то самостоятельно строить: домик из песка или из кубиков и т.п. Это проявление созревания психических функций, но их реализация становится возможной лишь благодаря тому, что определённой необходимой стадии созревания достигают скелетные мышцы и нервные центры, управляющие их активностью и координацией. Степень развития скелетных мышц и уровень скоординированности движений во многом определяют облик ребёнка в этом возрасте.
Конституция. Изменяется форма грудной клетки, проявляется её типологическая конфигурация, развиваются органы грудной полости – лёгкие и сердце, формируется так называемый торакальный тип телосложения, способствующий улучшению снабжения организма кислородом и развитию аэробной энергетики, связанной с окислительными процессами в мышцах.
Работоспособность и устойчивость к нагрузкам. Для организма ребёнка характерны генерализованные физиологические реакции, т.е. в ответ на внешние воздействия организм реагирует активацией различных физиологических систем. Такой способ реагирования весьма неэкономичен, связан с быстрым исчерпанием резервов и поэтому не может обеспечивать нормальное функционирование в течение длительного времени. Иными словами, в организме нет функциональных возможностей для длительного поддерживания устойчивых (стационарных) состояний, возникающих при различной деятельности. Это проявляется в быстром утомлении при физических и умственных нагрузках.
Работоспособность и устойчивость к нагрузкам. Нетренированный ребёнок в 6—7 лет способен выдерживать не более 5-7 минут сравнительно небольшую физическую нагрузку, мощность которой не превышает 1,5 Вт на 1 кг массы тела – это может быть работа на велоэргометре или бег со скоростью 1,5 м\с. Ещё менее устойчивы дети этого возраста к статистическим физическим нагрузкам. Это, в частности, накладывает большие ограничения на форму учебных занятий: необходимость неподвижно сидеть за партой, долго сохранять одно и то же положение тела предъявляет к организму ребёнка неадекватные требования.